18 января 1944 года станция открылась как «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». Изначально рассматривали три варианта названия: «Стадион имени Сталина», «Стадион народов» и «Стадион СССР». Станцию несколько раз переименовывали: осенью 1947 года она сократила своё название до «Измайловской», а 20 августа 1963 года поменялась наименованием с соседней станцией и стала «Измайловским парком». В 2005 году станция получила название «Партизанская». Особенностью станции является наличие трёх путей и двух платформ. Дело в том, что ещё до войны недалеко от станции предполагалось сооружение Центрального стадиона СССР имени Сталина, который должен был вмещать до 200 тысяч зрителей. Главной архитектурной особенностью спортивной арены было наличие трёх, а не четырёх трибун. Обращённая к парку сторона оставалась открытой – рядом находился военный полигон, и во время парадов и торжественных мероприятий предполагалось, что солдаты и техника смогут беспрепятственно попадать внутрь. Внешний вид стадиона спроектировали в лучших традициях «сталинского ампира»: парадный вход с колоннами, статуи рабочих, трибуны с балконами и башенками. При этом стадион был лишь частью большого строительного плана – вокруг предполагалось возведение целого комплекса объектов: велодрома, воднолыжной базы на берегу пруда, жилых домов, аэрополя и дворца физкультуры. Также район должен был стать местом поведения множества массовых мероприятий. В связи с этим и запланировали станцию метро с тремя путями, чтобы пассажиры без лишней давки могли разъехаться по домам. На станции был запроектирован второй выход, который должен был вести к стадиону, с единственным в Москве шестиниточным эскалатором (по три на каждую платформу). Сооружение стадиона началось в 1932 году и прекратилось через семь лет. Официальная причина – начало советско-финской, а затем и Великой Отечественной войны. После окончания войны строительство не было возобновлено из-за неблагоприятных гидрогеологических условий. И только третий станционный путь, на котором периодически организуют выставку исторического подвижного состава метро, напоминает о масштабном советском проекте. Конкурс на архитектурное оформление станции проходил в три тура. В первом участвовали 17 мастерских, каждая подала по одному проекту, позже присоединились ещё две, и три проекта были представлены отАкадемии архитектуры – всего 22 проекта. Во втором туре каждая мастерская предоставила по два варианта проекта: один с островными платформами, другой – с островной и боковой. К третьему туру окончательно определились, что платформы должны быть островными. В итоге был реализован проект архитекторов Бориса Виленского и Леонида Фишбейна. Оформление станции посвящено партизанскому движению во время Великой Отечественной войны. Над средним путём на промежуточной площадке выходных лестниц, соединяющих обе платформы с подземным кассовым залом, установлена скульптурная группа «Партизаны» скульптора Матвея Манизера. У первых колонн перронного зала установлены ростовые фигуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмина, который 14 февраля 1942 года повторил героический подвиг Ивана Сусанина. Остальные колонны завершены сложными, похожими на резную кость, барельефами скульптора Саула Рабиновича. Над средним путём станции находятся ниши, в которых располагались большие круглые светильники и фрески, выполненные по эскизам художника Андрея Гончарова. Пассажиры, спускаясь на станцию, первой видели фреску с тёмными тучами. Двигаясь дальше, можно было заметить, что облаков становилось всё меньше, появлялись радуга и солнце. На последнем панно изображалось лето с деревьями и красными знамёнами. Таким образом, фрески символизировали период от начала Великой Отечественной войны до Победы в мае 1945 года. К сожалению, до наших дней фрески не сохранились.
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2024/02/moe-metro_fevral24_290224...