БЛАГОДАРЯ ЕМУ ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВОШЁЛ В ИСТОРИЮ КАК «СОВЕТСКИЙ МОДЕРНИЗМ»
В августе своё 95-летие отмечает Феликс Новиков – доктор архитектуры, профессор, действительный член Международной академии архитектуры, народный архитектор СССР, лауреат государственных премий СССР и РСФСР, лауреат национальной архитектурной премии «Хрустальный Дедал», автор московского Дворца пионеров, архитектурных комплексов Зеленограда, посольства СССР в Мавритании, проектов главных туристических центров в Самарканде и Бухаре, один из основателей, авторов и исполнителей сатирического архитектурного хора «Кохинор», автор книг «Формула архитектуры», «Зодчие и зодчество», «Письма об архитектуре» и многих публикаций в литературных и профессиональных периодических изданиях. Именно благодаря Феликсу Новикову период советской архитектуры с 1955 по 1985 год вошёл в историю под названием «Советский модернизм». Его собственная творческая судьба оказалась длиннее этого периода. В редком для советского зодчего качестве – в роли практика, теоретика, историка, критика и свидетеля ключевых событий этой эпохи – он создал наиболее точный образ этой, одновременно цельной и многогранной, архитектуры и утверждает, что советский модернизм – самый разнообразный среди всех стран, потому что архитектура в каждой из советских республик имела своё лицо. Феликс Аронович Новиков родился 3 августа 1927 года в Баку. В 1930 году семья переехала в Тифлис (сейчас – Тбилиси), а в 1935 году – в Москву. В 1944 году он поступил в Московский архитектурный институт, где учился у Леонида Павлова – одного из наиболее ярких зодчих советского периода. Дипломную работу («Крытый стадион в Москве») выполнил под руководством профессора Ивана Соболева, который пригласил Новикова вместе с его приятелем и однокурсником Игорем Покровским на работу в свою мастерскую. В самом начале 1950-х годов коллектив молодых архитекторов, среди которых был и Феликс Новиков, принял участие в конкурсе на проектирование одной из строящихся станций Московского метрополитена. Архитекторы до последнего момента были не в курсе, какую именно станцию они создают – только после победы в конкурсе они узнали, что их проект предполагают реализовать на станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Работа была в самом разгаре, когда их коллеги из Киева пожаловались Никите Хрущёву, на тот момент – партийному вождю Москвы: мол, две «Киевских» строите, а нас не позвали. В итоге Хрущёв отклонил практически готовый проект и приказал организовать новый конкурс с участием киевлян. В новом конкурсе рассматривался сорок один проект московских архитекторов и тридцать один проект зодчих из Киева. Отстоять право на своё видение станции молодые архитекторы в этот раз не смогли. Однако прошло всего два месяца, и их команде предложили уже без конкурса взяться за проект «Краснопресненской», строящейся на финальном участке Кольцевой линии. Первоначально проект станции разработал вице-президент Академии архитектуры СССР Каро Алабян. Однако в итоге по его проекту была построена только ротонда наземного вестибюля, а подземная часть станции стала дебютом для Феликса Новикова, Игоря Покровского, Виктора Егерева и Михаила Константинова. Феликс Новиков вспоминал в одной из своих книг: «Когда Хрущёв увидел макет станции «Краснопресненская» Каро Алабяна, то обратился к сопровождающим: «Кто за такую станцию? Прошу поднять руку». А сам не поднял. И никто, естественно, не поднял. Тогда последовало предложение – поручить это дело нам.Почему? Возможно, запомнился красный цвет наших пилонов в проекте «Киевской» или, быть может, осталось осознание незаслуженно причинённой обиды.Так или иначе,мы взялись за дело. Новый проект был утверждён, а затем осуществлён в срок». В 1958 году по инициативе главного архитектора Москвы Иосифа Ловейко был организован закрытый конкурс на проект Дворца пионеров. Он виделся образцовой моделью современного многопрофильного учреждения дополнительного образования детей. За основу был принят проект Феликса Новикова, Игоря Покровского, Виктора Егерева и Владимира Кубасова. В авторский коллектив для дальнейшей работы были привлечены представи
тели бригад-конкурентов – Борис Палуй и Михаил Хажакян, а также конструктор Юрий Ионов. Московский Дворец пионеров, демонстрировавший радикальные новации и смену вех советского зодчества, торжественно открыли 1 июня 1962 года в присутствии тысяч пионеров и лично Никиты Хрущёва. А в 1968 году за этот проект авторский коллектив удостоили Государственной премии РСФСР в области архитектуры. В 1962–1971 годах Феликс Новиков спроектировал и построил в Зеленограде Главный научный центр микроэлектроники («Голубые дома»), девятиэтажный жилой дом «Флейта» и комплекс Московского института электронной техники (МИЭТ). Ансамбль МИЭТа, удостоенный в 1972 году 1-й премии Всесоюзного смотра достижений советской архитектуры, при всей своей новизне, связан с традициями русского зодчества – живописной группировкой масс, мажорностью белых вставок в красном кирпиче, фигурными часами под сводом входного портала.За архитектурные комплексы Зеленограда Феликс Новиков в группе с другими архитекторами в 1975 году был удостоен Государственной премии СССР. В начале 1970-х годов Феликс Новиков спроектировал комплекс посольства СССР в Мавритании, где должная представительность соединилась с артистичной непосредственностью форм и стилевой общностью с культурой страны пребывания. С 1976 по 1980 год архитектор руководил мастерской МНИИТЭПа по проекФЕЛИКС НОВИКОВ К нига выполнена в редком для архитектуроведения жанре – эссе. Перед нами авторский взгляд на роль и место советской архитектуры в общемировом культурном движении и попытка выстроить условный ряд из выдающихся произведений, созданных в Советском Союзе, подводящий, по мнению автора, «итоги его архитектурной деятельности». 247 архитектурных объектов практически из всех союзных республик дают представление об уникальности и многообразии архитектурного наследия СССР. Автор расставляет акценты и обращает наше внимание в книге на те события, которые являлись знаковыми для его ровесников, снабжает комментариями своих современников выбранные архитектурные объекты. Образы советской архитектуры КНИЖНАЯ ПОЛКА тированию объектов торговли в Москве. Под его авторским руководством были построены универмаг «Бухарест», крытые Перовский и Даниловский продовольственные рынки. Весной 1980 года Феликс Новиков принял предложение возглавить вновь созданную мастерскую ЦНИИЭП по проектированиютуристических комплексов. Утверждённые, но неосуществлённые проекты главных туристских центров в Самарканде и Бухаре, расположенные в соседстве с уникальными памятниками зодчестваУзбекистана, отличались гармоничным включением в историческую среду, единством масштаба, созвучием традиционных и современных форм и деталей. В 1991–1993 годах архитектор продолжил работу над комплексом административных зданий на Тургеневской площади в Москве, начатую им ещё в 1967 году. Первоначально проект был утверждён в виде парной высотной композиции, но позже, по настоянию столичных и союзных властей, был выполнен в новом, пониженном варианте. Многолетняя строительная эпопея проектирования и строительства объекта, ввиду серьёзного отступления от проекта, завершилась в 1999 году отречением от авторства. С 1993 года Феликс Новиков проживает в американском городе Рочестере, занимается литературной и научной работой. Он активен, энергичен, продолжает писать статьи и издавать новые книги, выступая как публицист, теоретик, историк и критик архитектуры. Его первая публикация, совместная с другом и коллегой Игорем Покровским, увидела свет в 1957 году в журнале «Архитектура СССР», а в ноябре того же года Феликс Новиков стал одним из двух заместителей главного редактора многотиражной газеты «Моспроектовец». Так что в этом году он отмечает ещё одну знаменательную дату – 65-летие литературной деятельности.
В 2010 ГОДУ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ TATLIN PUBLISHERS В СЕРИИ «АВТОГРАФ АРХИТЕКТОРА» ВЫШЛА КНИГА ФЕЛИКСА НОВИКОВА «МЕЖДУ ДЕЛОМ», СОДЕРЖАЩАЯ ЕГО БАСНИ, СТИХОТВОРЕНИЯ И ЭПИГРАММЫ, ФРАГМЕНТЫ ПАРОДИЙНОЙ ПЬЕСЫ, НАПИСАННОЙ ДЛЯ ТЕАТРА ОБРАЗЦОВА, А ТАКЖЕ ТЕКСТЫ ПЕСЕН, ИСПОЛНЯВШИХСЯ ЗНАМЕНИТЫМ САТИРИЧЕСКИМ АРХИТЕКТУРНЫМ АНСАМБЛЕМ «КОХИНОР». В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНЫ 1000 СЮЖЕТОВ ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК АВТОРА 1982–2010 ГОДОВ, НЕКОТОРЫМИ ИЗ НИХ ХОТИМ ПОДЕЛИТЬСЯ С НАШИМИ ЧИТАТЕЛЯМИ. • Возможно, двойственность моей натуры определена генетически – отец строитель, мать литератор. • 1953 год. 1-й секретарь МГК КПСС Николай Михайлов посетил станцию «Краснопресненская» и взглянул равнодушным оком на всё ему демонстрируемое. Однако, увидев рельефы перронных залов, оживился и спросил: «Почему вы разделили рабочий класс и крестьянство?» (Одни рельефы были ссерпом, другие с молотом.) Мы послушно соединили разобщённые классы. • Альберти писал: «Если не хочешь, чтобы лестницы тебе мешали, сам не мешай лестницам». Он прав. Если не будешь мешать функции, позволишь форме самой согласовываться со средой, вообще ни в чём не проявишь навязчивой авторской идеи, а будешь внимателен к самой проблеме – тогда успех обеспечен. Всё сложится естественно и красиво. Как бы само собой. • Леонид Поляков выставил подрамник проекта «Арбатской» на галерее ГУМа, где тогда были архитектурные мастерские, и, обращаясь к собравшимся подле него коллегам, сказал: «По сравнению сэтой станцией Елисеевский магазин – жалкая лавчонка. Считаю, что, если народ дал мне рубль, он должен видеть, на что я его потратил». • Бывает, что, глядя на неудачную чужую постройку, с достоинством сознаёшь свою непричастность к ней и тогда с удовлетворением говоришь себе: «Нет, это не моё». А если она удачна, порадуешься за автора. • Моисей Гинзбург, демонстрируя Серго Орджоникидзе проект санатория в Кисловодске, подчеркнул, что фасады боковых корпусов сознательно сделаны нейтральными. Нарком перебил автора: «Нам такая архитектура не нужна! Мы – большевики: или «за», или «против»! • Оппоненты нередко читают не то, что ты написал, а смысл, ими самими вкладываемый в твои слова, а затем вступают в полемику с собой. • Новое, ещё не разочаровавшееся в жизни поколение наивно ставит вопросы, в возможности которых старшее уже разуверилось. • Торговый центр на Каховской, названный «Бухарестом», проектировался в МНИИТЭПе, а строительством был завершён в ту пору, когда меня там уже не было. Вскоре после его открытия, в Центральном Доме архитектора, на какой-то очередной выставке объект был экспонирован. В составе авторского коллектива я упоминался последним, и к тому же – «при участии». Как на это реагировать? Я взял фломастер и меж двух слов, стоящих в кавычках, написал третье – «решающем». • Всякий раз, проектируя здание, надобно стремиться к тому, чтобы процесс доставил удовольствие автору, а результат – всему остальному человечеству.
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/08/moemetro136.pdf