Художник Павел Корин

130 ЛЕТ НАЗАД РОДИЛСЯ ВЫДАЮЩИЙСЯ ХУДОЖНИК, ПО ЭСКИЗАМ КОТОРОГО В МОСКОВСКОМ МЕТРОПОЛИТЕНЕ ВЫПОЛНЕНЫ ПОТОЛОЧНЫЕ МОЗАИЧНЫЕ ПАННО НА СТАНЦИИ «КОМСОМОЛЬСКАЯ»-КОЛЬЦЕВАЯ, ВИТРАЖИ НА «НОВОСЛОБОДСКОЙ», МОЗАИКИ В НАЗЕМНОМ ВЕСТИБЮЛЕ СТАНЦИИ «СМОЛЕНСКАЯ» И МОЗАИКА «РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА» В ТОРЦЕ «ПАВЕЛЕЦКОЙ»-КОЛЬЦЕВОЙ.

Р оссийский и советский живописец, монументалист, мастер портрета, реставратор и педагог, лауреат Сталинской премии второй степени (1952) и Ленинской премии (1963) Павел Дмитриевич Корин родился 25 июня (7 июля) 1892 года в Палехе в семье потомственных иконописцев. Красота русской сельской природы, своеобразная атмосфера иконописной мастерской окружали его с детства, накладывая свой отпечаток на формирование художественного вкуса. Окончив сельскую иконописную школу, Павел становится иконописцем. Однако вскоре решает продолжить образование у художников-живописцев. В Москве настоящим учителем, помощником и другом на всю жизнь для него стал знаменитый русский художник Михаил Нестеров, по рекомендации которого в 1912 году Корин поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Павел Корин жил в собственном времени. Пока его юные коллеги устремлялись в будущее, он писал картины о прошлом православной Руси, рискуя показаться неблагонадёжным, собирал и реставрировал иконы. Какие только повороты не происходили в его жизни и творчестве: довелось ему побыть и рисовальщиком в анатомическом театре, и попозировать художнику Терпсихорову для картины «Первый лозунг». Он расписывал собор Марфо-Мариинской обители, для Дворца Советов готовил фриз «Марш в будущее», эскиз монумента Победы в Великой Отечественной войне, реставрировал «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, во Владимирском соборе Киева восстанавливал росписи, сделанные Виктором Васнецовым и Михаилом Нестеровым. Центральным, но так и не выполненным полотном Павла Корина, замысел которого возник ещё в 1925 году – во время похорон Патриарха Тихона в Донском монастыре, является «Реквием» («Русь уходящая»), для которой были выполнены 29 подготовительных портретов, однако предназначенный для картины холст так и остался нетронутым. Станция «Комсомольская»-кольцевая была открыта в 1952 году. Её главным архитектором стал великий зодчий Алексей Щусев. Станция задумывалась как своеобразные ворота в Москву – она должна была формировать первые впечатления о столице. Отсюда такой размах и пафос интерьеров. Для станции было выполнено восемь мозаичных плафонов, расположенных в хронологическом порядке. На мозаиках изображены Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Владимир Ленин, взятие Рейхстага и Триумф Победы. Два панно, расположенных ближе к лестнице («Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт» и «Триумф Победы») раньше назывались «Вручение гвардейского знамени» и «Парад Победы». На первой мозаике Сталин передавал солдату знамя, а за спиной вождя стояли его сподвижники – Молотов, Каганович и Берия. Партийная верхушка также была изображена на трибуне Мавзолея на «Параде Победы». В 1963 году Корина пригласили «исправить» эти мозаики. Он убрал политиков и изобразил солдат, бросающих поверженные знамена со свастикой к ногам фигуры Родиныматери. Она держит в вытянутых вверх руках серп и молот, увитые лавром (символом Победы), и пальмовую ветвь (символ Мира). Но не только эти мозаики «Комсомольской»-кольцевой раньше выглядели иначе. На «Взятии Рейхстага» изменено знамя – в медальоне вместо двойного профиля Ленина и Сталина набран заново один профиль Ленина. В мозаике с Кутузовым заставили изменить флаг – убрать двуглавого орла. На «Новослободской» архитектор Алексей Душкин сначала хотел украсить пилоны объёмными фигурными стеклянными витражами. Даже собирался пригласить для работы над ними Веру Мухину – автора скульптурной группы «Рабочий и колхозница». Но позже отказался от этой идеи и обратился к Павлу Корину. В итоге станцию украсили 32 витража. Это был первый для художника опыт работы с «живописью цветными стёклами». Изначально он хотел делать в медальонах исключительно орнаментальные композиции. Но в итоге пришлось добавить витражи об уважаемых советских профессиях, хоть они и выпадают из общего стиля станции. На них изображены архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. Главной темой станции стала мирная жизнь и созидание – восстановление и поддержание быта после войны. Эту же тему поддерживает и мозаика в торце центрального зала станции. На ней изображена пятиконечная звезда, серп и молот, ветви с плодами и колосья – символы труда и плодородия, а также голуби – символ мира. На переднем плане – женщина с ребенком. Кстати, на первоначальных эскизах её образ напоминал Сикстинскую Мадонну. Последней реализованной работой художника в московском метро стало мозаичное панно в вестибюле станции «Смоленская» Арбатско-Покровской линии. Все, кому довелось работать с Кориным, отмечают, с какой смелостью он нарушал каноны живописной и монументальной технологии. Например, в оформлении купола вестибюля он применил свой инновационный подход: парящий под потолком торжественный венок выполнен в необычной для того времени технике. Его основа написана по мокрой штукатурке, а затем автор собственноручно прописал венок приготовленной яичной темперой – краской, традиционно используемой в иконописи. Работая над фризом «Смоленской» Павел Корин смешал смальту с флорентийской мозаикой. На орден Победы он ещё добавил кусочки стекла, которые своим сиянием так напоминают драгоценные камни. «Арбатская» была открыта вместе со «Смоленской» – 5 апреля 1953 года, через месяц после смерти Сталина. Корину заказали мозаики для сводов центрального зала «Арбатской». Художник продолжил создавать композиции на тему «Становление Руси». Он изобразил портреты Юрия Долгорукого, Ивана III, Дмитрия Донского, Александра Невского, Иосифа Сталина и других. Всего было запланировано 25 панно. В 1961 году, после XXII съезда КПСС, художника попросили переработать некоторые эскизы для «Арбатской» – видимо, ещё теплилась надежда на их реализацию! Но задумки не были воплощены. Как позднее писал Павел Корин: «…общими усилиями эти эскизы были провалены».

https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/134.pdf

Рубрика: 

Город: 

 

Предлагаем на выбор купить подшипники на https://bergab.ru/ с доставкой покупателю, недорого.

  LiveInternet: показано число просмотров за 24+ часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс.Метрика