Московский зодчий с берегов Невы

В АВГУСТЕ ЭТОГО ГОДА ИСПОЛНЯЕТСЯ 115 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЕОНИДА ПОЛЯКОВА, ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ВСЕМ СЕРДЦЕМ ЛЮБИЛ АРХИТЕКТУРУ И ПОСВЯТИЛ ЕЙ КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ СВОЕЙ ЖИЗНИ. ЛЕНИНГРАДЕЦ ПО РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ, ОН БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ПРОВЁЛ В МОСКВЕ, ГДЕ ПО ЕГО ПРОЕКТАМ БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ СТАНЦИИ МЕТРО, ЖИЛЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ, АРХИТЕКТУРА КОТОРЫХ СЛИЛАСЬ С ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ СТОЛИЦЫ И СТАЛА ЕЁ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬЮ.

Леонид Михайлович Поляков родился 21 августа 1906 года в Санкт-Петербурге в семье владельца небольшой строительной фирмы. Поступив в 1923 году в Ленинградский художественно-технический институт (бывшая Академия художеств), Поляков обучался у крупнейшего русского зодчего Ивана Фомина, от которого воспринял высокую художественную культуру, любовь к классической и отечественной архитектуре, секреты профессионального мастерства. По окончании института в 1929 году несколько лет продолжал работу в Ленинграде, но в начале 1930-х годов с группой архитекторов Леонид Поляков переехал в Москву, где принял участие в проектировании Дворца Советов вместе с Борисом Иофаном. В группу авторов, проектировавших Дворец, вошли ленинградцы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх, которые пригласили молодых ленинградских коллег. Эта работа стала большой школой мастерства для целого ряда советских зодчих, художников-монументалистов и скульпторов. К довоенным сооружениям Леонида Полякова относится Главный вход на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) – белая арка-ворота гармоничной трёхчастной формы. Первоначально именно через этот вход шёл основной поток посетителей на выставку, демонстрировавшую успехи социалистического сельского хозяйства. В конце 1970-х годов, после расширения территории ВДНХ, этот вход перестал нести функциональную нагрузку, а остался фактически как памятник архитектуры 1930-х годов, не потерявший своего очарования. Однако некогда образ его был символом ВСХВ, и символом настолько всеобщим, что победивший в 1954 году на конкурсе проектов нового Главного входа архитектор Иннокентий Мельчаков включил в центральный пролёт своего грандиозного шестиколонного портика, ведущий элемент входа Леонида Полякова – украшенную рельефом арку. 13 марта 1938 года открылся участок от станции «Улица Коминтерна» до станции «Курская». Проект «Курской» принадлежал Лео

ниду Полякову. На всём пути под землёю архитектор приковывает внимание к верхней части пространства, не закрытой толпою: к перекрытиям, потолкам и сводам, по большей части, украшенным разнообразными кессонами. В кассовом зале к потолку подвешен большой бронзовый венок из лавровых листьев, на котором закреплены обращённые вверх светильники. Мощные пилоны станционного зала облицованы серым мрамором, белые своды обработаны кессонами. На пилонах укреплены круглые бронзовые решётки со снопами и серпами в центре. Стены облицованы белой глазурованной плиткой, а нижняя их часть – чёрным мрамором. Архитектурный образ станции – мужественный и сдержанный. Среди деталей выделяется декоративный пояс-карниз из четырёх мелких полочек – такие полочки прежде были использованы в архитектуре станции «Красные ворота» учителем Полякова Иваном Фоминым, после кончины которого станцию закончил Леонид Поляков. В предвоенные годы Леонид Поляков стал руководителем архитектурной мастерской Моссовета, в которой разрабатывались проекты жилых и общественных зданий. В 1941–1943 годах находился на оборонных заводах Южного Урала, где занимался проектно-строительными работами. По возвращении в Москву работал в Академии архитектуры СССР, а с 1944 года руководил Государственной архитектурной мастерской Комитета по делам архитектуры при Совете Народных Комиссаров СССР. Архитектор отдал много сил восстановлению Севастополя: его генеральному плану, застройке проспекта Нахимова – одной из ведущих магистралей и других районов города-героя. В 1948–1950 годах Леонид Поляков занимал пост главного архитектора и члена коллегии Управления по восстановлению Севастополя при Совете Министров СССР.

Одновременно он продолжал проектировать для Москвы. В 1950 году по его проекту была сооружена станция «Калужская» (сейчас – «Октябрьская»-кольцевая), а в 1953 году открылась «Арбатская» Арбатско-Покровской линии. В повседневном общении Леонид Поляков раскрывался далеко не перед всеми: его доверие надо было завоевать. Предельно собранный, аккуратный, деловитый, он за доской работал быстро и виртуозно. Объяснялось это тем, что он видел будущий чертёж со всеми подробностями. Рассказывают, что, начав чертёж с верхнего левого угла, он скоро заканчивал его в нижнем правом углу. Графика его была безупречна. Выстроенные вскоре после войны станции метро отражают новые веяния, возникшие в творчестве советских архитекторов. Пафос победы над фашизмом привел к стремлению более полно выразить патриотические настроения в архитектурном творчестве. Если прежде Леонид Поляков использовал международные мотивы классического ордера, то теперь он обратился к отечественной архитектурной традиции: русскому классицизму начала XIX века и к древнерусским мотивам. Наземный вестибюль «Октябрьской» представляет собой массивную триумфальную арку с барельефными фигурами воинов – мужчины и женщины, держащих в руке фанфары. В кассовом зале и в пятиугольном эскалаторном зале тема Славы повторяется в фигурах женщин-воинов с поднятыми кверху фанфарами и венками, изображающими оружие и боевые знамена. В станционном зале строгие формы пилонов, облицованных светлым мрамором, подчеркнуты светильниками-кронштейнами в виде факелов из анодированного алюминия. В венках-медальонах, окруженных скульптурным орнаментом, помещены барельефы советских воинов. Торжественный характер станции придают керамические венки кремового цвета с золотистым орнаментом, помещенные на стенах, и пол из красного гранита. Архитектурной находкой явилась декоративная композиция торцовой степы зала: сквозь арочный проём, в котором установлена чёрно-золотистая решетка в виде ворот, виднеется подсвеченное скрытым источником света изображение синего неба, помещенное в неглубокой нише. Архитектор, преодолевая ощущение подземности транспортного сооружения, создал иллюзию раскрытия пространства зала в природу. Этот приём он повторил через несколько лет в оформлении станции «Пушкинская» Ленинградского метрополитена.

Архитектура станции «Арбатская», построенной по проекту Леонида Полякова и Валентина Пелевина, навеяна древнерусскими декоративными мотивами. Белый фасад наземного вестибюля, который вследствие реконструкции после строительства здания Министерства обороны на Арбатской площади теперь не виден пассажирам, был украшен гирляндами цветов над входными арками. Изящны декоративные решётки в вестибюле, рисунок которых скопирован с решёток Московского Кремля. Основная архитектурная тема станционного зала – параболическая аркада, уходящая далеко в перспективу. Живописные картуши и детали барочной формы, орнаменты и гирлянды цветов и фруктов, металлические детали, люстры, в которые вкомпонованы декоративные вазы с цветами, светильники-кронштейны, украшающие подземный зал, создают романтический, живой образ этой нарядной станции. Стены перрона, облицованные сверху белой керамикой и снизу черной глазурованной плиткой, подчеркивают благородство и чистоту архитектурной формы. В 1953 году по проекту Леонида Полякова и Александра Борецкого на Каланчёвской улице было построено одно из семи высотных зданий Москвы – гостиница «Ленинградская». Стройная башня с выверенными пропорциями и хорошо прорисованными деталями, яркая по цветовому решению, заняла подобающее ей место в ансамбле одной из наиболее своеобразных площадей столицы. Архитекторы верно почувствовали задачу, сделав здание доминантой ансамбля площади. Высотное здание гостиницы «Ленинградская» – одно из самых значительных произведений советской архитектуры 1950-х годов, в которых отразились поиски путей развития современной архитектуры на основе традиций старорусского, московского зодчества. За архитектуру гостиницы «Ленинградская» авторы были награждены Сталинской премией второй степени. В 1955 году вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и началась борьба с архитектурными излишествами, фактически превратившаяся в гонения на архитекторов сталинской монументальной классики. В итоге в 1955 году авторы «Ленинградской» премии были лишены. Мосгорисполком освободил Леонида Полякова от должности руководителя архитектурной мастерской «Моспроекта». Мастер тяжело перенёс травлю со стороны властей, долго лежал в больнице. До конца жизни он преподавал в Московском центральном художественно-промышленном училище (МГХПА им. С.Г. Строганова), но уже практически не занимался проектированием, за исключением двух зданий – посольств СССР в Эфиопии и Албании.

https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/moemetro124.pdf

Рубрика: 

Город: 

 

Предлагаем на выбор купить подшипники на https://bergab.ru/ с доставкой покупателю, недорого.

  LiveInternet: показано число просмотров за 24+ часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс.Метрика