В1935 году о скором пуске метрополитена в Москве не знал только ленивый. И пока вся страна, затаив дыхание, ждала его, как чуда, режиссер Григорий Александров приступил к съемкам своего очередного детища с блистательной Любовью Орловой в главной роли. Конъюнктурщик по натуре, он тонко чувствовал все современные тенденции и, конечно же, не мог пройти мимо такого грандиозного события, как открытие метро. В основу сюжета фильма легла пьеса «Под куполом цирка» Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева. В ней американская артистка приезжает на гастроли в Советский Союз с цирковым номером «Полет на Луну» и принимает решение остаться. Как видим, проблематика пьесы была далека от развернувшейся в столице «борьбы за метро». Никаких сцен, имевших отношение к метрополитену, не содержала и ее постановка в московском театре «Мюзик-холл», премьера которой состоялась 23 декабря 1934 года. В следующем году Ильф и Петров создают сценарий комедии с таким же названием и с некоторыми исправлениями, но никаких намеков на метро в нем по-прежнему не наблюдается. Впрочем, как говорится, стоит только захотеть, и уже в одной из первых версий режиссерского сценария «звуковой кинокомедии «Под куполом цирка», написанного на этот раз совместно с Александровым, появляется эффектная сцена на эскалаторе. Любопытно, что его текст, хранящийся в Российском государственном архиве литературы и искусства, содержит забавную опечатку — машинистка упрямо, на протяжении нескольких строк печатает «экскаватор» вместо «эскалатор». Это косвенно указывает на то, что для советских граждан эскалатор в ту пору был в диковинку, ведь их первые образцы появились в СССР именно на станциях московского метро. В дальнейшем Григорий Александров весьма вольно обошелся с этой ранней версией сценария, тем самым лишившись одобрения Ильфа и Петрова, но, тем не менее, сохранив сцену в метро. Как говорилось в их совместном письме в Общество по охране авторских прав, «по соображениям творческих разногласий с режиссером авторы и режиссер пришли к решению не опубликовывать фамилий Ильфа и Петрова как авторов сценария». В итоге после всех споров, трансформаций и переделок название картины было сокращено до короткого «Цирк», а сцена в метро стала выглядеть так: «Подъезжает поезд метро. Публика выходит из него и направляется к выходу. Герой картины Скамейкин с ребенком подбегает к эскалатору, вскакивает, спускается вниз, затем комично пытается взобраться по работающему на спуск эскалатору. Этот фееричный гэг — калька из фильма Чарли Чаплина Floorwalker». Подготовительный и съемочный процесс занял весь 1935 год, и потому будущий фильм впитал в себя всю энергетику, всю атмосферу того знаменательного для страны и для метрополитена года. Сцены в метро (с некоторыми другими эпизодами) снимали в первую очередь — еще до утверждения сценария. Съемки начались спустя месяц после открытия метрополитена,13 июня 1935 года, и проходили на станции «Охотный ряд». Главный оператор картины Владимир Нильсен находился в это время за границей в составе делегации, посетившей Францию и Голливуд, и поэтому снимал его ученик — второй оператор Борис Петров. Помимо новехонького поезда «А», в кадр попали утраченные ныне детали интерьера станции — глазурованная плитка путевых стен и торшеры центрального зала. В фильме мы видим и западный вестибюль «Охотного ряда», исчезнувший вместе с уничтоженной гостиницей «Москва», в которую он был встроен. Прибытие поезда на станцию «Охотный ряд» снимали с оглядкой на знаменитый фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», точно сохранив ракурс съемки, уже тогда ставший каноническим. Эти кадры в контексте отечественного кинематографа вполне сопоставимы по значимости с короткометражкой прославленных французов — и если их фильм является первым в истории, запечатлевшим пассажирский поезд, то «Цирк» стал первым игровым фильмом, снятым в московском метро. Впоследствии в апрельском номере информационно-репертуарного бюллетеня «Московский экран» за 1936 год операторы поделились опытом съемок в метро: «Впервые в художественном фильме, в одном из эпизодов нашей картины показан Московский метрополитен. Нам хотелось даже в незначительных, проходных кадрах показать великолепную архитектуру станции «Охотный ряд», выявить динамику мощных эскалаторов, воспроизвести своеобразное освещение станции». Симптоматично, что сцены в метро вставлены режиссером в цирковой дивертисмент «Чудо техники ХХ века», который возвращает нас к традиционному дореволюционному цирку и иронически комментирует идею технического прогресса в ее советском воплощении. Кадры прибытия новейшего поезда на крупнейшую в мире станцию глубокого заложения с шестью мощнейшими эскалаторами перемежаются с ездой на архаичном велосипеде, а песенка исполнителей связывает обе сцены лейтмотивом бесконечно крутящихся педалей. Представив метро как веселый аттракцион, режиссер попал в точку, угадал на все сто, отразив отношение обывателей к новому для столицы транспортному средству. И еще долгое время метрополитен оставался главным аттракционом Москвы, что прослеживается и в другом фильме того периода — детективе «Ошибка инженера Кочина» (1939) Александра Мачерета (также с Любовью Орловой в одной из главных ролей). В нем Ида, жена еврейского портного в исполнении Фаины Раневской, говорит о шпионе (куда же без них в 30-е!), который выдает себя за приезжего: — Ну, положим, этого товарища надо понять: человек приехал из провинции, так ему все хочется — и покататься на метро, и посмотреть Москву, и заказать обратный билет на дорогу ему тоже хочется. Все ему хочется! Вот это «покататься на метро» было такой же обязательной частью развлекательной программы 30-х, как в наши дни посещение парка «Зарядье» или селфи на фоне башен Москва-Сити. Cерьезным транспортным предприятием, главным в столице, метрополитен станет позднее, а пока… Приключения провинциалов в столичной подземке — одна из самых ярких комедийных сцен в запрещенном, как поговаривают, лично Сталиным и не вышедшем на экраны фильме «Новая Москва» (1938) режиссера Александра Медведкина. Чего стоят экзерсисы с чайником на платформе «Площади Свердлова»! А сцена с поросенком на «Курской»? Постойте, удивитесь вы, как же так? Со свиньями — в метро?! Да, представьте себе, со свиньями! Словом, цирк, да и только! Метро и «Цирк» встретились вновь в день рождения Московского метрополитена — 15 мая 1936 года, только уже не на съемочной площадке, а на последней странице газеты «Правда», которая разместила статьи «Сегодня — годовщина пуска метро» и «Новые комедии на экране» аккурат одну под другой. Премьера фильма состоялась 23 мая 1936 года, представив зрителям не только Любовь Орлову во всем блеске ее великолепия, но и метрополитен, — учитывая гигантскую многомиллионную аудиторию картины, можно с уверенностью сказать, что большинство советских граждан впервые увидели метро исключительно благодаря «Цирку». Помимо несомненных художественных достоинств, фильм обладает для нас исторической ценностью кинодокумента той эпохи, и кадры из метрополитена играют в этом не последнюю роль. В общем, спасибо, «Цирк»!
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/moemetro106.pdf