Открытый во время шведского культурного бума 1950-х, метрополитен Стокгольма стал путешествием длиной в 70 миль (112,6 км) в историю пяти десятилетий европейского искусства. Глубоко под 14 островами, из которых состоит Стокгольм, находится самая длинная в мире художественная выставка. Посредством живописи, резьбы, скульптуры и мозаики метро Стокгольма, расширяясь, включало в себя все — от политических переворотов до постмодернизма, одновременно отражая давнюю любовь Стокгольма к подземельям. В конце концов, именно в этом городе построили самый глубокий в мире отель — находящийся на глубине 500 футов (около 155 м) под землей, в мрачных тоннелях старой серебряной шахты. Идея привнести искусство в метро берет начало в дебатах, бушевавших с конца XIX века. Многие считали, что искусство должно стать доступно широкой общественности, а не оставаться наслаждением для избранных в крошечных салонах шведской элиты. Эта идея воплотилась в реальность в конце 1950-х как часть новой идеологии Folkhemmet, или «Народный дом», которую проводила Шведская социалдемократическая партия. Программа Folkhemmet позволила создать в Швеции национальную систему здравоохранения и государство всеобщего благоденствия, и это подстегнуло культурный бум. «Социал-демократы чувствовали, что искусство не должно быть изолированным, но должно стать частью Стокгольма, — поясняет Биргитта Мюр, скульптор, работавшая над станцией Högdalen в 2002 году. — В то время Стокгольм расширялся, и многие люди переезжали работать на окраину. Нужно было создать подземную транспортную систему, чтобы связать части города, и правительство хотело, чтобы искусство приблизилось к каждому мужчине и к каждой женщине. Тогда существовала даже лотерея, в которой можно было выиграть коллекцию репродукций известных художников по низкой цене. Тогда же на конкурсной основе нашли художников, которые бы расписали станцию T-Centralen и создали для нее скульптуры». Среди них была и художник и скульптор Сири Деркерт, бывший лидер шведской женской ассоциации «Левый союз». В начале 1960-х Деркерт работала над станцией Östermalmstorg, спроектированной как укрытие в случае ядерной атаки. Учитывая, что в 1962 году случился Карибский кризис и напряжение холодной войны достигло своего пика, такое развитие событий казалось вполне вероятным. Östermalmstorg Активный борец за мир, права женщин и участник движения зеленых, Деркерт решила внести в свое творение собственный посыл. Стены станции Östermalmstorg будто разрисованы углем. На рисунках изображены женщины, сыгравшие ключевую роль в истории, — например, британская писательница Вирджиния Вулф или математик Гипатия, которая преподавала астрономию и философию в Древней Греции, — а между ними расположены фрагменты нот «Марсельезы». Solna Centrum На заре 1970-х были созданы новые станции метро, наполненные более радикальным, более злым искусством. Станция Solna Centrum напоминает пещеру, а кровавокрасное ночное небо на ее потолке вступает в резкий контраст с еловым лесом, нарисованным на стенах. Созданный Андерсом Абергом и Карлом-Улофом Бьорком в 1975 году, этот демонический пейзаж стал одной из визитных карточек стокгольмского метро, протестом против снижения количества сельского населения и уничтожения лесов, которые были характерны в тот момент для Швеции. Högdalen К 1990-м внимание переключилось на то, чтобы улучшить станции на дальних концах линий, где еще предстояло разместить произведения искусства. Когда Мюр приняла участие в конкурсе скульптур для станции Högdalen, ее поразило изолированное расположение станции. «Högdalen — это открытая станция. По одну ее сторону находится большой парк, по другую — автомагистраль, — объясняет Мюр. — Там очень ветрено и почти всегда мало людей, кроме часа пик. Станции метро ночью могут быть довольно неуютны, поэтому я решила как-то оживить платформу. Я решила установить там бронзовые тюльпаны — это выглядело бы так, словно они тоже ждут поезда вместе с пассажирами. Я надеялась, что это немного позабавит людей на платформе, хотя бы на миг». Fruängen Идея создать более уютное окружение для пассажиров, которые ждут своего поезда, пришлась по душе и Фредрику Ландегрену. Идея оформления станции Fruängen пришла к нему, когда он сидел дома на кухне. «Перед тем, как я начал работу, эта станция была ужасным местом, полностью серым, — вспоминает он. — Однажды я рассматривал скатерть на моем кухонном столе и вдруг понял, что она дарит мне ощущение дома и чувство безопасности. И я решил начать с этих ярких узоров». Ландегрену хотелось создать что-то вечное, что могло бы относиться к каждому пассажиру. «На это ушло три года, но я создал на станции восемь мозаик, на которых были изображены разные фазы жизни, — сказал он. — Это называется «Лица нашей жизни». Я хотел, чтобы люди прожили их: когда они были молодыми, они могли соотнести себя с маленьким мальчиком, а в более взрослом возрасте узнали себя в другой работе. Я хотел, чтобы лица говорили сами за себя». Проект «Лица жизни» Ландегрену подсказала его собственная семья и сцены из фильмов вроде «Мадам Бовари». На мозаиках изображены младенец, маленький ребенок, молодая влюбленная пара, 30-летний мужчина, пара в разводе и, наконец, пожилая дама. «Ее лицо кажется одновременно скромным, полным мудрости и, возможно, немного грустным», — сказал создатель. Hasselby Strand Работа скульптора Кристиана Партоса на Hasselby Strand посвящена футуристическому транспорту грядущих столетий. «Немного научной фантастики, — смеется он. — Я мечтал о такой транспортной системе, когда ты приезжаешь на станцию и можешь тут же телепортироваться. И для своей мозаики я придумал историю о том, что в ходе первых испытаний на ящерицах и других животных что-то пошло не так, и животные навсегда остались в ловушке этих стен». Ландегрен говорит, что именно наплыв новых идей, которые приходят с каждым последующим поколением, делает метро Стокгольма уникальным. «Мне 57, и моей работе на станции Fruängen уже 10 лет, — говорит он. — За десятилетия на тебя наслаиваются новые мысли и выражения. Появляются новые, молодые художники, и их работы очень отличаются от нашего поколения. Красота нашего метро в том, что ты можешь отправиться в путь со станции T-Centralen, где все начиналось, которая напоминает нам, где мы были. А потом ваше путешествие выходит за ее пределы и вы видите, как все развивается. Это путешествие во времени по шведскому искусству принесет вам не меньше радости, чем хорошее вино». Материал подготовлен на основании статьи http://www.theguardian.com/ cities/2015/oct/20/stockholm-metrotour-world-longest-art-gallery. Перевод с английского ведущего специалиста по внешним связям Службы профориентации, обучения и развития персонала Юлии Сонгуровой
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/moemetro70.pdf
По материалам газеты "Моё метро".