Станция «Парк культуры» была открыта 1 января 1950 года в составе самого первого участка Кольцевой линии — от «Парка культуры» до «Курской». Имя досталось станции от ее «соседки» на Сокольнической линии.
ОСОБЕННОСТИ ТОПОГРАФИИ Первая станция «Парк культуры» — на Сокольнической линии — была открыта в 1935 году. Тогда, конечно, она была ближайшей к Центральному парку культуры и отдыха имени Горького — новинке, которой гордилась вся Москва. Данное в честь парка название было логичным и не вызывало вопросов. Сегодня Парк Горького расположен гораздо ближе к «Октябрьской», а если выйти на «Парке культуры», придется сначала пересечь Москву-реку. Станции метро хотели даже переименовать: радиальную — в «Остоженку», а кольцевую — в «Крымскую», «Чудовку» или «Крымский мост». Но все осталось как есть. ОФОРМЛЕНИЕ СТАНЦИИ Станцию проектировал архитектор Игорь Рожин, перед которым стояла традиционная задача — зрительно облегчить пилонную конструкцию станции глубокого заложения. Внутри каждого пилона он прорезал профилированную арку, разделяющую массивный «столб» на четыре квадратных опоры, на которые словно опирается свод. Центральный зал сначала хотели облицевать светлым мрамором — так он выглядел бы еще легче. Но пришлось довольствоваться тем, что удалось получить: для пилонов — серым с яркими прожилками мрамором «лопота», а для путевых стен — сочетанием «садахло» и черного «габбро». Цоколь пилонов выложен темно-красным мрамором «салиэти». Приглушенный цвет пилонов делает станцию более камерной и довольно массивной. Важную роль в оформлении станции играет плетеная гипсовая лента, разделяющая потолок и спускающаяся на карнизы пилонов. Архитектор вспоминал, что увидел рисунок такой «плетенки» в одном польском костеле. Там он, вероятно, обрамлял арки крестового свода, а на станции «Парк культуры» просто наложен, словно сетка, на полуцилиндрическую основу свода. Центр больших секторов, выделенных орнаментом, отмечен гипсовой розой. На своде напротив каждого арочного пролета — классический ампирный светильник. В арки, прорезанные в пилонах, вписаны 26 мраморных медальонов с картинами отдыха трудящихся. Катание на коньках, теннис, танцы, художественная самодеятельность, футбол, авиамоделирование — эти развлечения были доступны в ЦПКиО. Эскизы барельефов выполнил скульптор Исаак Рабинович. Двенадцать медальонов — парные, они повторяются в центральном и станционных залах, а два («Лыжник» и «Девочка со скрипкой») представлены только в станционных залах. В торце станции декоративная балюстрада отделяет рельефный профиль Максима Горького и надпись «Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького». Пол выложен орнаментом повторяющихся квадратов, образованных лентами меандра из черного и серого гранита. ВЫХОД В ГОРОД Современный наземный вестибюль станции «Парк культуры» — массивное трехэтажное здание, сооруженное на месте старого вестибюля станции Сокольнической линии. Его фасад обращен на Садовое кольцо и перекликается с расположенными напротив провиантскими складами. Над выходом расположен большой прямоугольный лепной барельеф, композиция которого отчасти повторяет сюжеты медальонов на станции (скульптор Георгий Мотовилов). Здесь есть танцующие пары, гармонист, теннисист, велосипедист, мать с младенцем. К фасаду, обращенному на Комсомольский проспект, пристроен глубокий портал, опирающийся на очень высокие, широкие и тонкие пилоны. Внутреннее пространство наземного вестибюля организовано как типичный для православия крестово-купольный храм. Квадратный центральный неф, с трех сторон — прямоугольные «приделы», а с четвертой — сводная «апсида». Вот только сориентирован вестибюль абсолютно не по-христиански: апсидная часть обращена на запад, а не на восток. Да и находился в ней, конечно, не алтарь, а уходящий под землю эскалатор. В восточном приделе расположены кассы и вход, в северном — выход в город и выход с «Парка культуры» Сокольнической линии, в южном — переход на Сокольническую линию. Центральный «неф» отделен от приделов четырьмя колоннадами. Колонны облицованы уникальным декоративным камнем с необычайно красивым, изысканным рисунком. Это мрамор из Пуштулимского месторождения в Горном Алтае. Он сахарно-белый, с красными, бурыми, почти фиолетовыми включениями. Стены оформлены светлым мрамором желтоватых, сероватых, бежевых и палевых тонов. Местами, в лестничных и эскалаторных камерах, используется мрамор месторождения Шроша — красный, с белыми причудливыми включениями. Потолки приделов плоские, а центральный зал венчает сферический купол. Это уменьшенная копия купола римского Пантеона, свод которого также украшен кессонами, уменьшающимися к центру. Единственное отличие — у Пантеона в центре свода окно, а в центре купола станции «Парк культуры» — пентаграмма с наложенной на нее пятиконечной звездой. Развивают религиозную тему четыре лепных медальона в основании купола (скульптор Георгий Мотовилов). На них автор в стилистике библейской истории об Адаме и Еве и древе познания изобразил посетителей парка. Вестибюль освещается тремя громадными подвесными люстрами в приделах, настенными бра в центральном зале и двумя торшерами по краям эскалаторного тоннеля. Пол вестибюля набран из плиток серого и красного гранита.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ Из воспоминаний Игоря Рожина, архитектора станции «Парк куль- туры»: — Станцию мы делали по конкурсу, проектов было множество. Я конкурировал с известным архитектором Георгием Павловичем Гольцем. Но наш проект победил: решающее слово было за Кагановичем, ему просто понравились мои эскизы… Он предпочитал классику всему остальному. В создании образа станции я руководствовался простой логикой: нужно было учесть местоположение станции (рядом с парком) и работы скульптора — медальоны. К скульптору Исааку Моисеевичу Рабиновичу я обратился сам. Рисунки мы придумывали вдвоем, хотя последнее слово оставалось за ним. Я делал эскизы карандашом, чтобы передать ему идею… Рельефы вытачивались из цельных кусков мрамора. В архитектурном образе «Парка культуры» важную роль играет орнамент — плетеная лента, протянутая по своду и спускающаяся на карниз пилонов. Интересна история ее создания. В то время мы редко, но все-таки ездили за границу, и я, в частности, побывал в Германии и Польше. В Польше в одном из костелов я увидел этот орнамент и сделал с него набросок… Одновременно с потолком задумывались светильники, но не их форма, а идея — по одному против каждого пролета. Вообще-то это классические светильники, которые встречались в русских дворцах и использовались главным образом в спальнях. Я видел их в доме моего отца — он был очень состоятельным человеком. По нижнему фризу светильника идут миниатюрные балясины (элемент перил). Мрамор «лопота» добывался в труднодоступных горах, на больших высотах. Так как поставки камня неоднократно срывались, мне пришлось ехать в Закавказье, выяснять, в чем дело. Поставщики успокаивали меня: «Все будет в порядке, мы уже купили волов». Оказывается, добыча камня велась «доисторическим» способом: огромные глыбы стаскивали волы вниз волоком…
ОБ АВТОРЕ Игорь Евгеньевич Рожин (1908–2005) — выдающийся советский и российский архитектор. Заслуженный архитектор РСФСР (1969), Народный архитектор СССР (1989). Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1946, за архитектуру станции «Электрозаводская» и наземного вестибюля станции «Новокузнецкая») и Ленинской премии (1959, за архитектуру московского района Лужники и Центрального стадиона имени В. И. Ленина). Профессор МАРХИ. Участвовал в разработке проекта Дворца Советов в Москве. Главный архитектор города Зеленограда. Большое место в творчестве Игоря Евгеньевича занимает проектирование станций и вестибюлей Московского метрополитена. По его проектам сооружен наземный вестибюль станции «Новокузнецкая» (1943, совместно с В. Г. Гельфрейхом), станция «Электрозаводская» (1944, совместно с В. Г. Гельфрейхом), станция «Парк культуры» Кольцевой линии (1949, совместно с Е. М. Марковой), станция «Смоленская» Арбатско-Покровской линии (1953, совместно с Г. П. Яковлевым). В подземной архитектуре ярко проявился стиль мастера: ясность и классичность основного замысла и четкое следование ему в разработке всех деталей.
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/moemetro90.pdf