Октябрьская

Станция «Октябрьская» была открыта 1 января 1950 года в составе первого участка Кольцевой линии от станции «Парк культуры» («ЦПКиО») до станции «Курская». До 6 июня 1961 года носила название «Калужская». ИСТОРИЧЕСКИЕ КУРЬЕЗЫ Свое первое имя станция получила по старому названию площади, на которую выходила. Когда-то на этом месте стояли Калужские ворота Земляного вала — таможенной границы Москвы. Здесь существовал рынок деревенских товаров, а именитые купцы держали торговые лавки. В 1922 году площадь была переименована в Октябрьскую — в память о борьбе рабочих Замоскворечья за советскую власть в октябре 1917 года. Переименование не обошлось без курьеза: Октябрьской в 1918 году была названа Верхняя Таганская площадь, и к 1922 году это название за нею сохранялось. В результате в Москве некоторое время существовали две Октябрьские площади. В 1961 году было решено привести в соответствие название площади и станции. А в 1993 году площади вернули прежнее имя — Калужская. Однако станция и по сей день называется «Октябрьской». А «Калужской» стала другая станция, открывшаяся на КалужскоРижской линии в 1974 году. И еще одна забавная история связана с «Октябрьской»: вдохновившись этим названием, в 1995 году один из московских журналистов предложил переименовать все 12 станций Кольцевой линии в честь 12 месяцев года. Правда, всерьез этот проект не рассматривался. АРХИТЕКТУРА СТАНЦИИ Станция «Октябрьская», спроектированная Леонидом Поляковым и отмеченная Сталинской премией, — одна из самых триумфальных и одновременно наиболее близких по композиции к образцам храмового зодчества. Последнее современники-атеисты отмечали скорее как недостаток, чем как достоинство. Архитектурно-декоративное решение станции, как и почти всех на первом участке Кольцевой линии, посвящено победе советского народа в Великой Отечественной войне. Эта тема стала центральной для послевоенного этапа строительства Московского метрополитена. НАЗЕМНЫЙ ПАВИЛЬОН Станция «Октябрьская» выделяется такой законченностью и полнотой воплощения архитектурного замысла, что начинать ее осмотр необходимо с наземного павильона, представляющего собой классическую однопроходную триумфальную арку, которая в настоящее время встроена в неоконструктивистское здание. Справа и слева от входного портала установлены два больших чугунных торшера, над которыми скульптор Георгий Мотовилов поместил фигуры военных горнистов. Мужчинасолдат и женщина-боец облачены в развевающиеся на ветру плащ-палатки, похожие на крылья, и стоят на парящих в облаках платформах. Взгляды их обращены в сторону входа в метро, над которым закреплена большая литая буква «М», чье острие указывает пассажирам на двери. Пройдя под аркой, понимаешь, что архитектура этой части вестибюля полностью копирует грандиозную триумфальную арку римского бога Януса. Такая конструкция называется тетрапил. Обычно их строили на перекрестках дорог, поэтому в кассовый зал выходят четыре арочных портала. Восточный — это вход, северный и южный — декоративные, а западный — единственный выход, приводящий в эскалаторный зал. Выхода через восточный портал нет, о чем сообщает надпись, сделанная под такой же буквой «М», как и над входом. Все арки оформлены лепным фризом с приспущенными знаменами, полузатонувшими якорями, разбитыми пулеметами «Максим» и солдатскими касками. ЭСКАЛАТОРНЫЙ ЗАЛ Пятиугольный в плане эскалаторный зал освещают пять торшеров, плафоны которых расположены вокруг металлических ваз. Зал накрыт белым шатровым куполом, рассеченным пятью арками. Между ними на сводах расположены белые фигуры девушек-горнисток, олицетворяющих воинскую славу, с траурными венками в вытянутых руках. Четыре девушки смотрят в центр зала, а одна указывает взглядом на арку эскалаторного наклона. От нее начинается длинный спуск под землю. НА ПЛАТФОРМЕ Спустившись вниз по эскалатору, пассажиры оказываются в центральном зале станции. Он напоминает базилику, украшенную знаменами, военной атрибутикой и лампами-бра в виде победных факелов. В торце зала расположена апсида, скрытая за решеткой в стиле ампир. В народе это место прозвали алтарем. Сам архитектор Леонид Поляков трактовал эту нишу иначе. Он считал, что изобрел новое средство борьбы с «ощущением подземности»: ярко освещенная стена и выкрашенная в голубой цвет верхняя часть апсиды должны создавать иллюзию солнечного дня и заставлять пассажиров забыть, что они находятся под землей, на тридцатиметровой глубине. Однако версия «светлого будущего за решеткой» архитектора Полякова стала мишенью для нескольких поколений остроумцев. Удивительно, как правительственная комиссия пропустила такой сомнительный с идеологической точки зрения проект. И не только пропустила, но и позволила повторить: в 1956 году по принятому вне конкурса проекту Леонида Полякова, к тому времени уже заслуженного архитектора, в Ленинграде была сооружена очень похожая станция — «Пушкинская». Это единственная станция Петербургского метрополитена, которую строил московский архитектор. Апсидную нишу в ленинградском варианте решеткой он все-таки не закрыл — там стоит статуя Александра Сергеевича Пушкина работы Михаила Аникушина. Но все-таки можно смело сказать, что затея Леонида Полякова удалась: до сих пор, назначая встречу на этой станции, москвичи так и говорят: «Под небом на „Октябрьской“»...

Архитектор изобрел новое средство борьбы с «ощущением подзем- ности»: ярко освещенная стена и выкрашенная в голубой цвет верхняя часть апсиды заставляют пассажиров забыть, что они находятся под землей

https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/moemetro88.pdf

Рубрика: 

Город: 

 

Предлагаем на выбор купить подшипники на https://bergab.ru/ с доставкой покупателю, недорого.

  LiveInternet: показано число просмотров за 24+ часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс.Метрика