Станция «Новослободская» была открыта 30 января 1952 года в составе второго участка Кольцевой линии («Курская» – «Белорусская»). «Новослободская» — пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения. Несмотря на то, что она, как практически все станции Кольцевой линии, построена по типовому проекту, «Новослободская» считается самой красивой, самой необычной и самой яркой станцией московского метро. Казалось бы, конструктивная система с использованием тяжелых пилонов, а не изящных колонн, диктует будущий облик станции — торжественно строгий и даже суровый. Но в данном случае архитекторы сумели создать легкое, воздушное пространство, уводящее пассажиров метро в сказочный мир. У известного зодчего Алексея Душкина была давняя мечта создать станцию метро с применением такого необычного для метро материала, как стекло. Еще до войны он делал множество эскизов к воображаемой станции. Когда в начале 50-х годов был объявлен конкурс на проект новой станции метро, Алексей Душкин с большим энтузиазмом взялся за воплощение своей мечты в реальность. В качестве помощника при разработке проекта Душкин привлек молодого, подающего надежды архитектора Александра Стрелкова. О совместной работе с Алексеем Душкиным над станцией «Новослободская» архитектор Стрелков писал: «Мне нравилось, что в совместной работе Душкин никогда не направлял мою мысль по конкретному «адресу», не велел делать «как Кваренги» или «как Палладио». Увражей у него не было, истоки его композиционной фантазии лежали не в иллюстративном знании истории искусств, а в глубине души. Помню, когда мы работали над высотным домом, он говорит: «Читал вчера «Жизнь растений» Тимирязева, так знаешь, Саша, как колокольчик растет? Так, а потом вот так…» И неожиданно заканчивает: «Дом-то наш высокий, а вестибюль — внизу, почувствуй, что тут начало чегото большого». Так Алексей Николаевич сообщал мне совершенно особый эмоциональный настрой. И при проектировании «Новослободской» он дал направление моей мысли не прямой подсказкой, а ассоциациями». Проект Душкина и Стрелкова оказался победителем конкурса. Изюминкой «Новослободской» стали 32 ярких и красочных витража, эффектно подсвеченных изнутри. Они размещаются на каждом пилоне как со стороны центрального зала, так и со стороны платформ. Открывающаяся перед зрителем картина выглядит настолько фантастично, что легко можно перенестись в своем воображении в волшебную сказку. Рисунок каждого витража неповторим: причудливые сочетания разноцветных стекол образуют подобия фантастических цветов и растений. На шести витражах изображены люди: агроном, музыкант, художник, энергетик, географ и архитектор. С идеей витражей из цветного стекла было решено обратиться к художнику Павлу Корину, который делал эскизы мозаик для станции «Комсомольская» — кольцевая. Он с увлечением взялся за эту работу. «Это надо сделать по-русски»,— сказал Корин. Вдохновение великий художник получил после просмотра рисунков одежд из парчовых тканей, выставленных в свое время в Грановитой палате. Сами витражи были созданы в мастерских Латвийского отделения Художественного фонда СССР (художники Э. Я. Вейланд, Дж. Я. Бодниек, Х. М. Рысин и Э. Крестс). Торцевую стену центрального зала украшает мозаичное панно «Мир во всем мире», выполненное по эскизу Павла Корина. На нем изображена женщина с младенцем на руках. Изначально над головой женщины размещался медальон с портретом Сталина, но после развенчания культа личности художнику пришлось переработать мозаику — и на месте изображения вождя появились парящие белые голуби. Кому-то женщина, изображенная на панно, напомнила чертами Тамару Душкину, жену архитектора станции. А некоторые чиновники увидели сходство со знаменитой Сикстинской Мадонной Рафаэля и посчитали, что подобному изображению в советском метро не место. Хрущеву, который приезжал осматривать станцию перед открытием, особенно не понравились ноги женщины. «Почему она босая?!, — возмущался Никита Сергеевич. — Намек на то, что у нас в стране людям обуви не хватает?!». Вскоре последовало распоряжение: мозаику со станции убрать! Однако архитекторы пошли на риск и спасли работу от уничтожения — панно загородили фальшивой стеной, облицованной мрамором. В «заточении» работа пробыла вплоть до отстранения Хрущева от власти. Единственный наземный вестибюль станции располагается в начале Новослободской улицы, которая возникла в XVI–XVII веках на территории Новой Дмитровской слободы вдоль дороги на город Дмитров. Вестибюль выполнен в стиле античной храмовой архитектуры. Круглый в плане павильон с пилястрами оформлен глубоким прямоугольным портиком. В нем шесть колонн: круглые в центральной части и две квадратные по краям. Станция «Новослободская» стала последней, пятой станцией московского метро, спроектированной выдающимся архитектором Алексеем Душкиным. Как писала его супруга, Тамара, «последние десять лет своей трудовой деятельности он был главным архитектором института «Метрогипротранс», постоянно консультировал строительство метро в Киеве, Ленинграде, Тбилиси. Уйдя на пенсию, Душкин полностью переключился на педагогическую работу в Московском архитектурном институте. Но и тогда архитекторыметростроители часто обращались к нему за советами. Он никому не отказывал».
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/moemetro99.pdf