Еще не кончились бои Второй мировой войны, а архитекторы уже взялись за проектирование станций Большого кольца. Правда, воплощения своих идей им пришлось подождать: разрушения в стране были слишком велики, и ресурсы для строительства метро удалось найти не сразу. Понадобилось шесть лет, чтобы построить первую часть четвертой очереди — 6,4 км трассы со станциями «Парк культуры и отдыха имени Горького», «Калужская» (сейчас — «Октябрьская»), «Серпуховская» (сейчас — «Добрынинская»), «Павелецкая», «Таганская» и «Курская».
КАК В ХРАМЕ Наверное, самой элегантной из шести станций стала «Курская», построенная по проекту Григория Захарова и 3инаиды Чернышевой, работавших под началом выдающегося советского архитектора Ивана Жолтовского. Авторы проекта позже были удостоены Сталинской премии, и совершенно справедливо. Центральный зал «Курской» отделен от боковых узкими стройными пилонами, торцы которых сделаны в виде каннелированных (украшенных вертикальными желобками. — Прим. ред.) полуколонн. В сочетании с белым мрамором «коелга» это помогло архитекторам создать ощущение легкости, простора и наполненности светом, что нечасто встречается в подземных сооружениях. Наземный павильон, примыкающий к зданию Курского вокзала, выполнен в виде двухпроходной триумфальной арки. С чрезвычайной торжественностью решен его интерьер. Белоснежные колонны, прорисованные в соответствии со всеми канонами дорического ордера, создают внутри что-то наподобие восьмигранного табернакля — храмового сооружения, в котором обычно хранятся статуи или предметы культа. Только вместо фигуры святого в вестибюле «Курской» была скульптура генералиссимуса Иосифа Сталина работы Николая Томского. Но самая поразительная деталь этой станции — как бы утопленная в пол центральная колонна аванзала, которую критики охарактеризовали как «дань эстетству». Пожалуй, нет такого постмодернистского архитектора, который не позавидовал бы этому решению. ПРОЕКТ СТАНЦИИ «Курская» — колонная трехсводчатая станция глубокого заложения. В конструкции использована сборная чугунная обделка. Своды центрального зала и боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд стоящих бок о бок колонн. Каждая пара стоящих рядом колонн архитектурно оформлена как единая колонна. В центре станции, возле лестничного перехода на Арбатско-Покровскую линию, колонны заменены пилонами. По сравнению со станциями пилонного типа, колонные станции отличаются большим удобством в эксплуатации. Кроме этого, на такие конструкции требуется меньше металла. Значительно снизило расход металла и совершенствование узлов сопряжения наклонных ходов с подземными залами. ДЕТАЛИ ИНТЕРЬЕРА Между наземным вестибюлем и станцией находится подземный аванзал, облицовка которого выполнена из темно- красного, черного, светло- серого и золотисторозового мрамора. Аванзал соединен переходами с залами ожидания и платформами Курского вокзала, с выходом к улице Казакова. Центр аванзала украшает оригинальная колонна «Каменный цветок». Облицовка колонн, пилонов и стен центрального зала выполнена из светлого мрамора «коелга». Цоколь путевых стен — из оливково-серого мрамора «садахло». Рельефные детали — из золоченого металла. Сочный и выразительный орнамент декоративных элементов развивает тему рассвета нашей страны. Пол выложен геометрическим узором черного габбро, лабрадорита и малинового токовского гранита. На путевой стене можно увидеть металлическую накладку с надписью «Курская Большого кольца 1945–1949». Это напоминание о проекте развития метро, в соответствии с которым планировалось создать также и малую кольцевую линию метрополитена в рамках Бульварного кольца, замкнув дважды пересекающиеся Дзержинско-Серпуховский и Калужско- Тимирязевский диаметры. С «Курской»-кольцевой можно пересесть на одноименную станцию АрбатскоПокровской линии (лестничный переход в центре зала) и станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии (из южного торца станции через совмещенный вестибюль)
«Курская» — одна из самых крупных станций Московского метрополитена: длина платформенной части составляет более 160 м, а ширина — 19,8 м
В КНИГАХ И ЖУРНАЛАХ Отражающая общее настроение первых послевоенных лет, архитектура станции представляет собой развернутую во времени торжественную мажорную симфонию, воплощенную в ордерных формах, символических рельефах и полихромии мрамора. Словно салют победы, взметнулось пространство надземного вестибюля, охваченное стройными беломраморными колоннами. Ярко освещен высоко поднятый купол. Темный мрамор лестниц и аванзала оттеняет ширину светлого круглого зала с одной массивной опорой в центре. Сюда с разных сторон вливаются людские потоки. Красные мраморные колонны стоят по кругу, словно воины на границе. Тонкие растительные рельефы покрывают опору в центре, напоминающую сноп изобилия, дарованного победой. Изящный светлый антаблемент на красных колоннах прерывается лишь у эскалатора, обозначая направление главного движения к поездам. …Авторам хотелось дать тему мужественную, ясную, единую, которая олицетворяла бы спокойствие и силу народа-победителя, его духовное и физическое здоровье. Для этого нужно было избежать массивных пилонов, традиционных для станций глубокого заложения. Конструкция из сближенных тюбинговых тоннелей позволила сосредоточить нагрузку на тонких, работающих всем сечением опорах. Торцы опор, обращенные в центральный перронный зал, каннелированы. Возникла телесно плотная колоннада дорического характера. В отличие от музыки, «симфония» архитектурных форм в большинстве случаев не нуждается в одном-единственном порядке. Архитектура станции «Курская» не менее ярко и впечатляюще «прочитывается» и при движении из перронного зала наверх. Альманах «Зодчие Москвы», 1988 год
СТИХИ О СТАНЦИИ На «Курской» радостно с утра… И вот под гром аплодисментов, Под крики громкие «Ура!» Упала стартовая лента. Взлетело звонкое «Готов!», Сливаясь с криками приветствий, И машинист без лишних слов Срывает поезд с места. И он пошел… Пошел вперед, Ломая тишину тоннеля. Пошел в свой первый переход Солдатом в голубой шинели. Огней пылающий салют Рассыпался по всем вагонам, И песнь особую свою Запел состав по перегонам. Летит вперед той песни звук, Гудит, растет, как гимн — Огню сердец, уменью рук, Строителям — друзьям моим. Его нельзя остановить, Его не в силах перепеть я. Он нашу славу сохранит И понесет в столетья. «Ударник Метростроя», 1950 год
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/moemetro89.pdf