14 марта 1954 года был введен в эксплуатацию третий, завершающий участок от «Белорусской» до «Парка культуры». Для пассажиров распахнули свои двери две новые станции — «Краснопресненская» и «Киевская». 12 станций Кольцевой линии, ставшие апофеозом сталинского ампира, украшены скульптурами, монументальной живописью и оригинальными светильниками. При этом каждая из них остается неповторимой. Сегодня наш обзор посвящен станции «Краснопресненская».
Название станции связано с Декабрьским вооруженным восстанием 1905 года, произошедшим в районе Пресни. А Пресней издавна звалась небольшая речушка, приток Москвы-реки, заключенная в 1908 году в коллектор и сохранившаяся сегодня на поверхности только в виде прудов Московского зоопарка. В драматических событиях 1905 года район Пресня оказался «впереди России всей» по упорству и ярости мятежа. Впоследствии коммунистическая историография превратила ожесточенный пролетарский бунт в предвестие светлого социалистического будущего всего человечества, символ борьбы светлых сил справедливости и прогресса против отсталости, косности и гнета. В этом ключе и выдержано оформление «Краснопресненской». Автор первоначального проекта станции, утвержденного еще в 1950 году, — Каро Алабян — неосторожно поссорившись с сильными мира сего, в итоге получил возможность построить только ротонду наземного вестибюля. Подземная же часть «Краснопресненской» стала творческим дебютом молодого архитектора Виктора Егерева. Группу под его руководством утвердили без всякого конкурса. Чуть позже эта команда (М. П. Константинов, Ф. А. Новиков и И. А. Покровский) выиграет конкурс на проект Дворца пионеров на Ленинских горах в Москве, предложив модернистский вариант в духе нового кумира — бразильца Оскара Нимейера. Комплекс зданий для занятий с детьми станет первым произведением, по-настоящему отошедшим от канонов сталинской эстетики, по сути, одним из архитектурных символов хрущевской оттепели. Но «Краснопресненскую» эти авторы сделали еще по-старому. Несмотря на то, что Сталина уже не было в живых, ее можно считать одной из последних станций сталинского стиля подземной архитектуры. «Краснопресненская» — пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена, как и большинство станций Кольцевой линии, по типовому проекту. Художественное оформление станции посвящено теме революционного движения в России начала прошлого века. Низкие прямоугольные пилоны с угловатыми выступами облицованы темно-красным с причудливыми белыми включениями мрамором грузинского месторождения Салиэти и обведены широкими поясами из белого коелгинского мрамора. На сводах центрального зала над карнизами пилонов в шестиугольных рамах установлены 14 крупных лепных барельефов с изображениями боев на Пресне: восемь из них посвящены событиям 1905 года, шесть — ноября 1917-го (авторы Н. А. Щербаков, Ю. П. Поммер, Ю. Г. Ушков, В. А. Федоров и Г. Н. Колесников). Под ними — таблицы с датами и ниже, уже на мраморе — массивные резные беломраморные кисти как символы триумфа и траура. Путевые стены облицованы белым коелгинским мрамором, цоколь выполнен из оливково-серого мрамора садахло. Станцию освещают золотистые люстры с белыми плафонами, подвешенные по оси сводов. Простой геометрический орнамент пола выложен широкой полосой розово-красного гранита, обрамленной чередованием полос черного габбро, светло-серого янцевского и коричнево-красного емельяновского гранита. Аванзал с кассами представляет собой широкий полукруглый коридор, облицованный белым коелгинским мрамором, с выходами на улицу в одном торце и входом в другом. В эскалаторный зал, оформленный светлым прохорово-баландинским мрамором с резным фризом и вертикальными бронзовыми вставками, ведет широкий проход. Над эскалаторным залом высится гладкий белый купол с единственной крупной розеткой в вершине. Над облицовкой по всей окружности зала — резной мраморный декоративный фриз. Под основанием купола — лепной карниз со скрытыми за ним светильниками. Грандиозный наземный павильон-ротонда (К. С. Алабян, соавтор — Т. А. Ильина, при участии В. И. Алешиной и Т. Д. Зебрикова) занимает целую площадь в начале улицы Красная Пресня, прямо напротив главного входа в Московский зоопарк. По всей окружности строение обведено колоннадой из могучих каннелированных белых колонн с ионическими капителями под массивным карнизом, по которому проходит фриз с названием станции. Для входа и выхода оборудованы два глубоких выреза, между которыми устроена ниша с мемориальной доской о Пресненском восстании 1905 года. Перед ней, загораживая надпись, на высоком ступенчатом пьедестале красного гранита, установлен памятник «Рабочий-дружинник» (скульптор А. Е. Зеленский). Кстати, в северном торце станции, были установлены фигуры В. И. Ленина и И. В. Сталина работы того же скульптора А. Е. Зеленского. Спустя три года после открытия станции Сталина убрали. Осиротевший Ильич, подвинувшись, остался на широком постаменте в одиночестве. С открытием в конце 1972 года перехода на «Баррикадную» убрали и его. Возможно, это был первый в истории демонтированный памятник вождю революции…
НОВОЕ МЕТРО В какой земле, в какой стране другой Такое чудо красоты найдется? Дворец огромный вырос под землей, И свет дневной на мрамор льется. Под Красной Пресней — свет дневной! Какую лепку вижу на стене я! Каких колонн почетный караул! Вот это зал! То тишина музея, То поезда врывающийся гул! Какие грандиозные вокзалы Народ свободный может создавать! Да разве можно в джунглях капитала Подобное что-либо отыскать? Богданов-младший Из Книги отзывов пассажиров на открытии станции «Краснопресненская», 1954 г.
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/moemetro100.pdf