Алексей Щусев – заслуженный архитектор СССР, Академик архитектуры, лауреат четырёх Сталинских премий. Автор Мавзолея Ленина, гостиницы «Москва», Казанского вокзала и многих других известных зданий. И, конечно же, создатель одного из самых красивых и роскошных подземных дворцов – станции «Комсомольская»-кольцевая.
А лексей Викторович Щусев родился 26 сентября (8 октября) 1873 года в Кишинёве в дворянской семье. В 1891–1897 годах учился в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Леонтия Бенуа и Ильи Репина. За дипломный проект «Барская усадьба» был награждён Большой Золотой медалью и правом на заграничную командировку. После окончания Академии в составе археологической экспедиции отправился в Среднюю Азию, исследовав в ходе поездки два древних архитектурных памятника Самарканда – гробницу Тамерлана и соборную мечеть Биби Ханум. Впечатления от этой поездки оказали значительное влияние на дальнейшие работы архитектора. Каждую свою постройку в начале прошлого века Щусев рассматривал как творческий манифест. Он стал лидером неорусского стиля (национальной версии модерна). Для его узнаваемого авторского почерка характерны: вольная интерпретация мотивов древнерусского зодчества, динамика форм, часто асимметрично скомпонованных, крупные, доведённые до гротеска детали декора. Казанский вокзал Щусев строил почти 30 лет. По замыслу заказчика, поддержанного архитектором, живописность композиции всего сооружения, состоящего из многочисленных объёмов, напоминающих целый городок, украшенный башней и часами, отражала характер старой Москвы. Декор вокзала, решённого в смелых железобетонных конструкциях, напоминает мотивы древнерусского – нижегородского, астраханского и рязанского зодчества, а также башню Сююмбике в Казанском кремле. Использование белокаменного декора на краснокирпичном фоне стен выполнено в духе русского барокко XVII века. Крытый остеклённый дебаркадер вокзала, состоящий из трёх цилиндрических сводов, спроектированный для Щусева известным инженером Владимиром Шуховым, осуществить не удалось. Это была бы самая экстравагантная часть проекта, хотя и решённого весьма современно для 1913 года, с применением высоких железобетонных арок параболической формы. После Октябрьской революции Щусев оказался в числе самых востребованных архитекторов. В 1918–1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва». Этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. В генплане «Новая Москва» была ярко выражена идея развития планировки города с радиально-кольцевыми магистралями, сегодня критикуемая специалистами по транспорту, но это был вполне исполнимый проект,направленный на улучшение жизни горожан, на удобство пешеходного движения и развитие технических средств обслуживания города (реконструкция речного порта и железнодорожного узла). Щусев был главным архитектором первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, проходившей в 1923 году в Москве в районе нынешнего ЦПКиО имени М. Горького. Самым известным произведением зодчего стал Мавзолей Ленина на Красной площади. Самый первый деревянный мавзолей был возведён под руководством архитектора в считанные часы ко дню похорон В.И. Ленина – 27 января 1924 года. Весной 1924 года Щусев создал вторую версию здания, к которому были пристроены две трибуны. Когда выяснилось, что тело вождя можетбыть сохранено в течениедлительного времени, возникла необходимость в постройке долговременного мавзолея. Конкурс на его строительство выиграл Щусев, и в октябре 1930 года было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем – гранитом и лабрадоритом. В его форме можно видеть сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко. С 1945 годаи до своей смертиАлексей Щусев был первым директором созданного по его инициативе Музея русской архитектуры (в настоящее время – Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева). Последним большим проектом зодчего стала станция «Комсомольская» Кольцевой линии.Про неё часто говорят, что она олицетворяет собой апофеоз сталинского ампира. Трудно поверить в то, что это станция глубокого заложения, так много в её архитектуре простора, широты, ощущения полёта. Кажется, что за протяжённым рядом из 34 колонн, образующих аркады на каждой платформе, скрывается открытое, бесконечное пространство. А сами колонны уходят вдаль, образуя далёкую перспективу. Огромный свод станции вызывает ассоциации с Казанским вокзалом, подчеркивая единство архитектурного ансамбля, его комплексность и гармоничность. Роскошные люстры и мозаичные панно, выполненные Павлом Кориным, заставляютповерить в то,что находишься не в метро, а в храме. На панно, обрамлённых лепниной в духе русских хоромных росписей,можно встретить и Георгия Победоносца, и лики Спаса, и православные кресты,и даже двуглавого орла. Построенная в честь победы в Великой Отечественной войне, «Комсомольская»-кольцевая стала храмом-памятником подобно тому, как когда-то храм Христа Спасителя ознаменовал собой триумфальное завершение Отечественной войны 1812 года.Правда, храм строили более сорока лет, а станцию соорудили за четыре года.Архитектор Константин Тон успел увидеть свое детище во всей красе, а Щусев – нет.Всех почестей за этот проект архитектор, умерший 24 мая 1949 года, удостоился уже после смерти – Сталинской премии 1-й степени и Гран-при на Международной выставке в Брюсселе 1958 года.
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2023/10/moe-metro_oktyabr_251023.pdf