Б орис Соломонович Виленский родился 17 августа 1903 года в Костроме. В 1927 году он окончил архитектурный факультет ВХУТЕМАСа. Первой крупной работой стал выполненный им в 1928 году проект фабрики-кухни Бауманского района в виде круглого двухэтажного здания на Ткацкой улице в Москве. В начале 1930 года по плану первой пятилетки было начато строительство каменного государственного цирка в Саратове. Приняв за основу эскизный проект, составленный Борисом Виленским, группа местных специалистов-архитекторов разработала и осуществила менее чем за два года строительство здания с деревянным куполом на 3000 мест. В то время это был единственный в СССР пример сооружения деревянного купольного перекрытия столь значительного диаметра. Благодаря такому устройству купола удалось избавиться от столбов, перекрывающих вид на арену. В 1933 году архитектор вместе с коллегами начал работу над проектом станции метро «Гавриков переулок». Именно так первоначально называлась самая маленькая из станций первой очереди – «Красносельская». В отличие от других станций мелкого заложения, свод перронного зала здесь поддерживает только один ряд колонн. Однако архитектурное решение станции не стало от этого скучнее. Её авторы – бывшие члены ОСА (Объединение современных архитекторов) Борис Виленский и Владимир Ершов, а также входивший ранее в группу ОСТ (Общество станковистов) художник Яков Ромас – работали тогда во 2-ой мастерской Наркомтяжпрома. Народный комиссариат тяжёлой промышленности, осуществлявший обширную программу промышленного строительства,надолго стал прибежищем для конструктивистов,не желавших менять своё творческое кредо, принципиально близкое промышленной архитектуре. На «Красносельской» авторы решительно отказались от «прямого угла». Колонны, к сожалению, круглыми сделать не удалось – они получились десятигранными, но стремление к «округлости» подчёркивается огромными «шайбами», выточенными из камня и установленными вместо капителей. Круглыми сделаны не только кессоны перекрытия, но и линии узоров на полу, которые, к сожалению, не сохранились. Над лестницей был подвешен специальный подковообразный потолок, за которым прятались лампы, отбрасывающие мягкий рассеянный свет.Вместо обычной облицовочной плитки была применена особая, майоликовая: в сочетании с желтоватым биюк-янкойским мрамором колонн она дала, как выразился сам архитектор, «бодрый золотисто-жёлтыйтон». Впрочем, самая маленькая станция первой очереди пользовалась столь же пристальным вниманием вождей, как и любая другая.Вот как это описывал сам Борис Виленский в феврале 1935 года в статье в «Архитектурной газете»: «Вызвав нас в 12 часов ночи, товарищ Каганович два часа обсуждал эскизы проекта, оценивая и критикуя каждую деталь наших решений». Лазарь Каганович лично отверг первоначальный вариант наземного вестибюля –композицию в форме огромной буквы «М», окантованную неоновой трубкой, – и одобрил осуществлённый позднее вариант. Следующим проектом Виленского и Ершова стала станция «Аэропорт». Подземный зал здесь однопролётный, без внутренних опор, и этим напоминает «Библиотеку имени Ленина». Однако в отличие от неё, станция «Аэропорт» была сооружена открытым способом – в вырытом прямо от поверхности земли котловане. Поэтому то, что может показаться арочным сводом, на самом деле является верхней частью жесткой железобетонной рамы, внутри которой и устроена станция. Как всегда, открытый метод значительно упростил и удешевил строительство. В отличие от многих коллег-конструктивистов, авторы этой станции так и не смогли смириться с необходимостью покорно повторять старые классические формы. Они стремились найти какой-то компромисс между современностью, преклонявшейся перед техническими достижениями, и требованием «использовать наследие прошлого». В данном случае, благодаря самому названию – «Аэропорт» – и близости настоящего аэропорта,им удалось найти достойное решение. Станция получилась лёгкой, элегантной и очень точно отражающей дух предвоенной эпохи, её оптимизм – отнюдь не только казенный. От мраморных «вееров», оформивших нижнюю часть стен, поднимается сетка нервюр, символизирующих парашютные стропы. Для своей третьей станции – «Стадион имени Сталина» (сейчас – «Партизанская»), открытой в годы Великой Отечественной войны, Борис Виленский из всех вариантов выбрал самый простой, но отнюдь не самый проигрышный. Поскольку станция расположена почти у поверхности земли, автор, во-первых, редко расположил стройные тонкие опоры, так что они практически не делят на части огромный зал с двумя широкими платформами и тремя путями,и,во-вторых,объединил с подземным сооружением пространство наземного вестибюля. Поэтому в дневное время солнце достигает платформ, образуя красивый световой столб между маршами широких лестниц. После окончания войны Борис Виленский занимался проектами павильонов СССР на выставках в Бомбее, Буэнос-Айресе, Дели, Дублине и Кабуле. В 1954 году он совместно с архитектором Рудольфом Кликсом спроектировал на ВСХВ павильон №61 «Центросоюз», а в конце 1960-х годов по проекту Бориса Виленского на ВДНХ был построен новый павильон для проведения Международной выставки сельскохозяйственных машин и оборудования (впоследствии –павильон № 20 «Химическая промышленность»).
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2023/08/moe-metro_avgust_240823-3...