«Театральная»

Многие станции московского метро меняли свои названия. Некоторые даже не по одному разу. При этом после переименования связь с архитектурным оформлением станции, как правило, терялась. Согласитесь, очень странно сейчас выглядят серпы и молоты на путевых стенах станции «Царицыно», и для многих остаётся загадкой, что делает памятник революционеру Виктору Ногину на станции «Китай-город». Конечно, если покопаться в истории, то выяснится, что первая до ноября 1990 года именовалась «Ленино», а вторая называлась «Площадь Ногина». Но есть особый случай, когда новое название оказалось более подходящим к оформлению станции, чем первоначальное. Эта станция стала последней работой выдающегося архитектора Ивана Фомина. В своём проекте он развил принцип раскрытия образа подземного зала, впервые применённый им в архитектуре станции «Красные Ворота». Несмотря на то что станция изначально носила название «Площадь Свердлова», в её оформлении архитектор постарался выразить театральную тематику. Станция действительно вызывает ассоциации с театральным залом: колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами – занавес. По словам самого архитектора, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны». И только после переименования в «Театральную» оформление станции наконец-то стало соответствовать её названию. Трестом МГЖД ещё в 1927 году был составлен проект, по которому планировалось сооружение станции метро под площадью Свердлова (сейчас Театральной), однако он так и остался нереализованным. Один из первых проектов, составленный в 1931 году, предусматривал, что между станциями «Площадь Дзержинского» (сейчас «Лубянка») и «Охотный Ряд» будет находиться станция «Площадь Свердлова». Однако летом 1932 года было решено отказаться от строительства этой станции в составе первой очереди. Генплан реконструкции Москвы 1935 года уже предусматривал, что станция «Площадь Свердлова» откроется в составе Горьковского радиуса. Проект будущей станции разработал архитектор Иван Фомин. Для оформления он выбрал белый цвет как главный, применив светлый мрамор разных оттенков. Пилоны и выступающие части путевых стен облицованы мрамором Коелга тёплого оттенка, а ниши путевых стен покрыты мрамором Полевского месторождения более холодного оттенка. К сожалению, Иван Фомин не смог закончить работу над проектом – он умер летом 1936 года, не дожив двух лет до открытия станции. Проект завершил его ученик архитектор Леонид Поляков. Освещение центрального и боковых залов устроено одинаково – к сводам подвешены хрустальные светильники-чаши в бронзовой оправе. В нишах между пилонами расположены мраморные скамейки, над которыми установлены светильники-бра с двумя шарообразными плафонами. Пол центрального зала изначально был набран чёрными плитами мрамора Давалу и жёлтыми месторождения Бьюк-Янкой, выложенными в шахматном порядке. После реконструкции мрамор заменили плитами чёрного слипчицкого Габбро, светло-серого Янцевского и тёмно-серого Жежелевского гранитов. Потолок станции украшен кессонами в форме ромбов. В некоторых углублениях дополнительно размещены венки из фруктов, а также рельефные фигурки из глазурованного фарфора с позолотой, изображающие мужчин и женщин разных народов СССР в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах. Из одиннадцати существовавших в 1938 году советских республик представлены семь: Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Россия, Узбекистан и Украина. Скульптуры были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора Наталии Данько. Фигурки имеют высоту около метра. Наталия Данько отмечала сложность изготовления столь больших фарфоровых фигур: «Ни у нас, ни на Западе эта технология ещё не была разработана. Чтобы фигуры не трескались и не коробились, применяли новый, комбинированный способ формовки. В гипсовую форму, снятую с барельефа, вливали жидкую фарфоровую массу и оставляли, пока она не застынет. Потом на оставшуюся в форме массу вручную накладывали необходимое количество фарфорового теста». Станция открылась 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» – «Площадь Свердлова» второй очереди строительства и стала центром крупного пересадочного узла. Северный вестибюль «Театральной» – общий со станцией «Охотный Ряд». Он сооружён по проекту Дмитрия Чечулина и встроен в здание бывшего доходного дома Полторацкого 1821 года постройки. Первоначально вестибюль украшали располагавшиеся в нишах гипсовые скульптуры спортсменов (скульптор Арменак Степанян), но их убрали, так как они не гармонировали с ансамблем примыкающих к вестибюлю зданий. Южный вестибюль является общим со станцией «Площадь Революции». Изначально предполагалось, что в будущем он будет встроен в здание Большого академического кинотеатра. Поэтому перед архитектором Алексеем Душкиным стояла задача сделать такой вестибюль, который можно было встроить в большое здание, но при этом он мог бы существовать и самостоятельно. Вестибюль был спроектирован и таким образом, чтобы его не приходилось закрывать на время строительства кинотеатра. Но, как мы знаем, кинотеатр так и не был построен.

https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2023/08/moe-metro_iyul_2023_26072...

Рубрика: 

Город: 

 

Предлагаем на выбор купить подшипники на https://bergab.ru/ с доставкой покупателю, недорого.

  LiveInternet: показано число просмотров за 24+ часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс.Метрика