В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 125 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КАРО АЛАБЯНА – ВЫДАЮЩЕГОСЯ МАСТЕРА АРХИТЕКТУРЫ 1930–1950-Х ГОДОВ, СОЕДИНИВШЕГО В СВОЁМ ТВОРЧЕСТВЕ ПОИСКИ, ОТКРЫТИЯ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ ЭТОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА.
К аро Семёнович Алабян родился 26 июля 1897 года в деревне под Елизаветполем (сейчас это город Гянджа в Азербайджане). В Тифлисе, куда вскоре переехала семья, он поступил в семинарию Нерсисяна. Именно здесь проявились способности будущего архитектора. Он занимался рисованием и лепкой, одновременно учился искусству вокала у знаменитого профессора консерватории Николая Воль-Левицкого и мог стать певцом, если бы не революционные события в России, которые захватили и Закавказье. В Тифлисе Алабян познакомился со многими видными представителями армянской интеллигенции – с композитором Арамом Хачатуряном и художником Мартиросом Сарьяном. Здесь же началась его дружба с Анастасом Микояном, которому он спас жизнь в одном из сражений в годы Гражданской войны, после чего молодые люди стали считать друг друга кровными братьями. В 1923 году ЦК Компартии Армении направил Алабяна учиться в Москву, где он поступил на архитектурное отделение Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). В 1925 году при содействии наркома просвещения Анатолия Луначарского он организовал поездку учащихся ВХУТЕМАСа в Париж на Международную выставку декоративных искусств и художественной промышленности. Выставка оказала огромное влияние на последующее творчество всех студентов: Каро Алабян и его единомышленники принялись искать фундаментальные основы нового стиля вне течений авангарда. После окончания вуза в 1929 году Каро Алабян отправился в Ереван, где как раз разворачивалось масштабное строительство. Там он возглавил Первый государственный проектный институт Советской Армении. В течение двух лет, проведённых в Ереване, архитектор реализовал проекты Русского театра им. Станиславского, жилого дома для работников Электрохимического треста, дома главного геологоразведочного управления и многих других объектов. Кроме того, он преподавал на архитектурном факультете Национального политехнического университета Армении. В 1931 году Алабян вернулся в Москву и работал как практикующий архитектор: выполнил конкурсные проекты Дома промышленности и Дома культуры Пролетарского района. В эти годы начинается его плодотворное творческое сотрудничество с бывшим однокурсником Василием Симбирцевым. Вместе они работали над проектами реконструкции улицы Малая Дмитровка, площади Пушкина и кинотеатра в Ереване. В 1931 году они выиграли конкурс на проект Центрального театра Красной армии и через три года приступили к его осуществлению. Для Каро Алабяна это здание (сейчас там расположен Центральный академический театр Российской армии) стало программным произведением. В этой работе ему удалось наиболее полно раскрыться как зодчему нового периода отечественной архитектуры, отразить важнейшие черты современной эстетики: эмоциональную выразительность формы, виртуозное владение языком неоклассики. Стремясь новыми архитектурными средствами возвеличить и прославить армию как надёжного защитника страны, архитекторы выбрали центрическую композицию, в основе которой лежал план в виде пятиконечной звезды – символ Красной армии и Советского государства. В довоенный период Каро Алабяном были созданы проекты павильона Армянской ССР для ВСХВ и павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке, состоявшейся в 1939 году. За последнюю работу, выполненную совместно с Борисом Иофаном, он был удостоен звания почётного гражданина этого крупнейшего американского мегаполиса. В годы Великой Отечественной войны Алабян руководил Союзом архитекторов СССР и Академией архитектуры, а также возглавлял специальную мастерскую, в которой разрабатывались планы маскировки основных оборонительных и промышленных сооружений Москвы. В 1943 году он возглавил мастерскую при Академии архитектуры СССР по разработке проектов реконструкции разрушенных городов. В частности, именно ему было поручено разработать Генеральный план для разрушенного Сталинграда. В послевоенный период творческий почерк Алабяна приобретает отточенность и элегантность. В 1950 году он разработал архитектурную концепцию станции Московского метрополитена «Краснопресненская». Однако в итоге по его проекту был построен только наземный вестибюль станции в виде ротонды. Дело в том, что в начале 1950-х годов Алабян публично поспорил с Лаврентием Берией, утверждавшим, что строительство высотных зданий – экономически выгодно. Недавно вернувшийся из США архитектор понимал, что при том уровне развития строительных технологий, который на тот момент был в Советском Союзе, страна не осилит осуществление подобных проектов. Берия пришёл в ярость и сделал всё, чтобы добиться от Сталина отстранения Алабяна от всех должностей. Архитектору грозил арест, так как один из его сотрудников внезапно оказался «японским шпионом». Алабяна спас Анастас Микоян, который нашёл возможность отправить его в Ереван. Вернуться в столицу архитектор смог только после смерти вождя народов. В 1954 году Каро Алабян в соавторстве с Леонидом Карликом создали проект здания морского вокзала в Сочи, который до сих пор является одним из архитектурных символов города. Эта работа, в которой наиболее полно проявился творческий почерк архитектора, предвосхитила современную архитектуру постмодерна. Каро Алабян умер 5 января 1959 года в возрасте 61 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.